Сергей Сергеевич Лебедев
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [21]
В разработке [1]
Наш опрос
Какими операционными системами Вы пользуетесь
Всего ответов: 100
Главная » Статьи » Мои статьи

Компьютерные ролевые игры. Их влияние на человека
С.С. Лебедев, Н. Маслюков
КОМПЬЮТЕРНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
 
    Сегодня компьютеры отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых дорого обходятся людям. К сожалению, даже этим не ограничивается зависимость человека от компьютера.
    Игра. И все же что это такое? Каким образом она стала такой, какая есть? Какие разновидности компьютерных игр сегодня существуют и как они способны привязаться к нашей обыденной жизни? Постараемся ответить на эти вопросы в ходе работы. Главной целью работы является изучение ролевой компьютерной игры, именно она «привлекательна» для нас.
Об актуальности проблемы не стоит и вести речи, потому что проблема есть и требует изучения, несмотря на то, что в компьютерных играх имеются и плюсы.
    Для раскрытия темы в более интересной форме мы прибегли не только к разнообразию литературы, но и к составлению специальной анкеты-опросника, одной из задач которой было выявление индивидуального мнения сверстников по поводу компьютерных ролевых игр.
    Рассмотрим, как шло развитие компьютерных игр. До 1992 года существовало мало игр. Тогдашние геймеры с легкостью могли перечислить все интересное и всех жанров из имеющихся на рынке. На самом деле, жанров просто не было: малое количество игр позволяло перебрать их все и впоследствии делить на хорошие и плохие, а уж на вертолете летать или королевством править – какая разница? Игроки понимали друг друга с полуслова, и «хиты» были одни: Dune 2, Star Control 2, F-117, Wolfenstein.
    В какой-то момент появилось несколько хороших игр. Прежде всего, новые игры требовали уже больше времени, особенно при наличии мультиплеера; можно было тратить все свободное время на одну игру в течение нескольких недель и не тосковать без чего-то нового. Люди играли в KKND, но хотелось стратегии.
    Параллельно была налажена торговля пиратскими компакт-дисками, и тусовка резко увеличилась за счет доступности материала на каждом углу. Новые люди даже и не пытались по инерции играть «во все» - они проникали в свой жанр и не обращали внимания на существование чего-либо другого. Тусовка стала большой и уже размашистой. Появление игры Quake выделило еще одну группу игроков и еще одну группу игр. Multiplayer был настолько развит, что появилось такое понятие, как мастерство. Абсолютно незабываемые ощущения: игра, при которой тебе кажется, что у противника есть карта уровня, точка на ней – ты, и абсолютно не промахивающаяся ракетница. Мастерство некоторых отдельных лиц принесло спорт. На самом деле, началось все еще с Doom’a, но в Quake уже стали играть не на квартирах, а во все более развивающихся клубах – организованно. Чемпионаты, тренировки по несколько часов, если реально – профессиональные лиги, которые дальше развивались вообще независимо от остального «геймерства».
    Продолжалось это все достаточно долго – до 1998 года. Во-первых, идеи, заложенные в исходных хитах, были очень богатые; во-вторых, совершенствовалась технология, и разработчики могли кормить народ все новыми и новыми «фишками» – тут еще подоспели 3D-ускорители и их непрерывный рост. Первые писки стали раздаваться как раз в 1997- 1998 годах. Понеслась лавина всяческой новизны – и одновременно стала критической масса игр и степень их раскрученности. Игр стало настолько много, что играть во все было уже невозможно. А компьютерные игры стали частью культуры человечества: и с точки зрения вовлеченных в индустрию денег, и с точки зрения творчества.
    На сегодняшний день среди ролевых игр выделены следующие жанры:
    Стрелялки, или шутеры. Это разнообразные боевые действия в самых затейливых интерьерах с применением максимально разнообразных вооружений. Первая стрелялка появилась в 1991 году, в маленькой фирме id Sofware и вначале была плоской, двухмерной, но оказалась настолько популярной, что достаточно быстро разлетелась по всему свету. Настоящую трехмерность этот жанр обрел только в 1996 году, с появлением революционной игры Quake. Сегодня это всеми любимая всеми сетевыми геймерами Counter-Strike, та же Quakе. Одна из основных особенностей современных стрелялок – это многопользовательский режим игры, когда для виртуального сражения нужны команда игроков, а также локальная компьютерная сеть или выход в Интернет.
    Аркады, или приключения. В этом жанре виртуальных игр маленький игровой человечек по мановению руки геймера двигается вправо, влево, подпрыгивает и приседает. Ему необходимо преодолеть все ловушки, тупики, скрытые капканы, победить всех врагов – в награду же за все испытания на верхнем уровне его ждет встреча с прекрасной принцессой. Игры в жанре adventure/arcade с момента создания сразу стали популярны среди пользователей ПК. Простота, нетребовательность к компьютерам, вызывающие симпатию персонажи были способны привязать к экрану, в том числе и вполне взрослого человека.
    Квесты и поиски спасения. Насыщенная фабула и крепкий сюжет – вот главная прелесть игр этого жанра. Он подхватывает игрока и несет сквозь преграды и препятствия. Здесь играющему необходимо рассмотреть все возникающие на экране предметы, все их потрогать и перебрать десятки их комбинаций.
    Шаговые стратегии. В этих играх, как правило, имитируется жизнь государства, города или первобытного поселения. Игроку необходимо искать пищу и запасать стройматериалы, добывать золото и другие полезные ископаемые, строить заводы и развивать технологии, создавать новые армейские подразделения и направлять по назначению разведывательные отряды. От хитрости и ловкости игрока зависит победа целой страны.
    Симуляторы. Как правило, это разнообразные гонки и путешествия на всевозможных автомобилях и мотоциклах, самолетах и яхтах. Состязаться можно не только с компьютером, но и с соседом по локальной сети. Управление сложной современной техникой – дело не простое, и игровой экран в таких играх достаточно сильно насыщен самыми разнообразными навигационными и прочими приборами. В эту же категорию попадают имитаторы спортивных состязаний баскетбола и футбола, бильярда и пейнтбола.
Mmorg. Около 1995 года в России появилась одна из самых первых многопользовательских игр Play By E-Mail, бесплатная, некоммерческая игра. Для поддержания ее была создана сеть специальных серверов, каждый из которых обслуживал одну галактику, содержащую несколько звездных систем. Добиться победы можно, выжигая все на своем пути орудиями космических кораблей или хитростью и дипломатией, обманывая врагов и помогая союзникам. Главное содержание игровых действий в Galaxy – экономика, война и дипломатия. И везде нужно добиться победы. На сервере могут развлекаться более тысячи игроков одновременно – море новых друзей.
    Разделение игр на ролевые и неролевые имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеет существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр. Под ролевой компьютерной игрой понимается игра, в которой играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Выделение ролевых компьютерных из всего разнообразия игр делается потому, что только при ролевой игре мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, процесс своего рода интеграции человека с компьютером.
    Психологами сегодня выделено четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, каждая из которой имеет свою специфику.
    Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то посидеть за рулем «Ferrari» или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер.
    Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности – игра в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре.
Стадия зависимости. На этой стадии нарушается основная функция психики: она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра – это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию.
    Стадия привязанности. Отношение человека с компьютером на этой стадии можно сравнивать с не плотно, но крепко пришитой пуговицей, то есть человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к игре не может. Это самая длительная из всех стадий – она может длиться всю жизнь. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться долгое время. Есть основания предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда, но невозможно это подтвердить это экспериментально.
    Нами была составлена анкета-опросник, состоящая из шести вопросов. Почему подростки стали так часто злоупотреблять этим «наркотиком» в нашей стране? Что значит компьютерная ролевая игра для котласского подростка? В опросе участвовало 50 учащихся школы № 17 г. Котласа. Проведем анализ анкетирования.
 
I. Чем определяется ваш интерес к ролевым играм?
  1. Я получаю от игры удовольствие и разрядку.
  2. У меня нет другого развлечения и приходится играть.
  3. Мой интерес к игре незначителен.

Распределение ответов на вопрос I

II. Какую часть времени у вас занимают ролевые игры?
  1. Играю довольно часто, даже выделяю в своем режиме определенное время.
  2. Порой мне кажется, что, придя из школы, я больше ничем не занимаюсь, кроме как играю.
  3. Я редко играю.

Распределение ответов на вопрос I

III. Какие жанры ролевых игр вы предпочитаете?
  1. Стрелялки.
  2. Симуляторы.
  3. Я не выделяю для себя жанров, играю «во все».

Распределение ответов на вопрос I

IV. Всегда ли вы проходите игру до конца?
  1. Да, при возможности.
  2. Нет, так как часто падает интерес к игре.
  3. Я об этом не задумываюсь, когда играю.

Распределение ответов на вопрос I

V. Сколько ролевых игр вы примерно прошли?
  1. 5 – 10.
  2. 10 – 20.
  3. Меньше 5 игр.

Распределение ответов на вопрос I

VI. Как вы думаете, как на вас в целом влияет ролевая игра?
  1. Игра несет отрицательное воздействие, отнимая время, здоровье и т.д.
  2. Только положительно, она развивает во мне быстроту реакции, учит жить и т.д.
  3. Игра есть игра, и она не способна на меня как-то влиять.

Распределение ответов на вопрос I

    Основные выводы опроса:
    На первый вопрос об интересе к ролевым компьютерным играм 25% респондентов ответили, что это связано с получаемым от игры удовольствием; 49% сказали, что для них просто не существует другого развлечения; оставшиеся утверждают, что их интерес к игре незначителен. 49% - это цифра, которая заставляет задуматься. Возможно, это связано с недостаточной организацией досуга в нашем городе.
    На вопрос о том, сколько времени занимают игры в режиме игроков, 43% ответили, что играют много и даже выделяют для этого специальное время. Наверное, игра сегодня стала спортом, требующим изнурительных тренировок. 17% опять же от нехватки другого развлечения играют потому, что больше нечем заняться. 40% играют нечасто.
    29% утверждают, что всего прошли около 10 компьютерных ролевых игр. 15% -  до 20 игр. 56% прошли меньше 5 игр, и эта цифра означает, что все-таки существует определенный жанр, способный «захватить игрока в плен». И этим жанром являются, как показал один из вопросов, - стрелялки (47% опрошенных).
    На вопрос о влиянии компьютерной игры в целом 50% отвечающих заявили, что игра несет только положительное воздействие; действительно, благодаря ролевой игре человек способен выплеснуть все негативные эмоции, благодаря этой же игре развивается быстрота реакции и многие другие качества. 11% осознают, что игра отнимает время, ухудшает здоровье. 39% уверяют, что игра есть игра, и она не способна стать «наркотиком».
    Данная тема обширна и многогранна. Мы постарались рассмотреть лишь некоторые аспекты этой проблемы, попытались показать, что игры отличаются по силе и глубине своего влияния на человека. Причем, первое место по негативному влиянию на человека занимают ролевые игры, которые и представляют наибольший интерес в научных исследованиях.
    Результаты анкетирования показали, что в нашем небольшом городе подростки уделяют данному развлечению немало времени, но, к счастью, большинство (50% опрошенных) осознают, что это увлечение несет, скорее, отрицательное воздействие, причиняя вред здоровью и психике. Почему котласские подростки мучительно изнуряют себя игрой? Повторюсь, это связано с недостаточной организацией досуга; в советские времена считалось аномальным после школы отправиться домой, а не на какой-нибудь кружок или секцию. Возможно, сегодня необходимо как-то саморганизовываться?
    В любой проблеме, в любом вопросе почти всегда существует как минимум две точки зрения, два лагеря. И затронутая тема не исключение. Соглашаясь с учеными в том, что игра имеет положительную роль, развивая тактическое, логическое мышление; игрок, выделяя в своем режиме специальное время для увлечения, неким образом учится планировать свои действия, учится жить, все же придерживаемся мнения, что игра, скорее, несет больше вреда, чем пользы – причиняя вред здоровью, играющий порой не выходит из дома и не дышит свежим воздухом, что влияет на его умственные способности, зрение. А сколько денег уходит на эти «игрушки» - почти все ролевые игры имеют смысл только по средствам локальной и глобальной сети. К тому же, психологическая зависимость от компьютерной игры, способная постепенно видоизменяться может, в конце концов, разрушить личность.
    Таким образом, для разрешения сложившейся проблемы необходимо воспринимать компьютер не только как возможность поразвлечься, а, скорее, как инструмент познания окружающего мира. 
-----
  1. Фомичева, Ю. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А. Г. Шмелев, И. В. Бурмистров // Вестник МГУ. - 1991. - Сер 14. Психология. - №3. - С. 27-39.
  2. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М., 1995.
  3. Шапкин, С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - №1. - С. 86-102.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1978.
Категория: Мои статьи | Добавил: Сергей_Лебедев (30.12.2008)
Просмотров: 2848 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright С.С. Лебедев © 2020Конструктор сайтов - uCoz