Сергей Сергеевич Лебедев
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [21]
В разработке [1]
Наш опрос
Какими операционными системами Вы пользуетесь
Всего ответов: 100
Главная » Статьи » Мои статьи

Его величество шрифт и Её величество гарнитура

С.С. Лебедев
ст. преподаватель кафедры ЕНТД КФ АГТУ
Е.А. Колмогорцев
студент математического факультета КФ ПГУ

О, если бы это мудрое, полезное и прекрасное искусство претворялось повсюду с подобающим ему умением и любовью и если бы ему содействовали хороший вкус и здравые суждения!
Дж. Бодони. Руководство по типографике. Парма, 1818 г.

Его величество шрифт и Её величество гарнитура

    Компьютерные издательские системы появились сравнительно недавно по сравнению с историей развития полиграфии, которая насчитывает более пяти веков. К середине XV века в Европе были практически осуществлены основные полиграфические процессы: набор подвижными литерами, отливка литер из сплава свинца и олова, печатание на специальном станке. В XVI веке книжные издания отличались высоким уровнем полиграфического исполнения, самобытностью шрифтов и графических украшений. Декоративная готическая текстура и округлая итальянская антиква эпохи Возрождения являются прототипами современных шрифтовых групп Times и Garamond, а рукописный почерк Петрарки лежит в основе курсивного начертания Italic. Кириллический шрифт старопечатных книг сложился на основе полууставных почерков московских рукописей. Решительный шаг от кириллицы к латинице был сделан благодаря введению гражданского шрифта при Петре I. Компьютерные шрифты вобрали в себя рисунки многих давно известных шрифтов. Однако, как известно, в отличие от вещественных шрифтоносителей компьютерные шрифты сохраняются в памяти компьютера в виде растровых точек или векторных изображений. В растровых шрифтах символы хранятся в виде поточечного разложения. Векторные шрифты сохраняются в виде набора математических выражений, описывающих способ построения каждого символа. Они гибко масштабируются и меняют свое начертание.
    Попытки применить к проектированию шрифтов точные математические законы были предприняты еще в начале XVI века, но единая типографская система мер долгое время отсутствовала. В результате этого шрифты разных словолитчиков невозможно было собрать в одной форме. Первый шаг в этом направлении сделал парижский типограф Пьер Фурнье, который ввел в качестве единицы измерения шрифта типографский пункт. К сожалению, он допустил в расчёте небольшую погрешность: всего 0,0313 мм на один пункт. Ошибку заметил и исправил другой известный парижский типограф – Фирмен Дидо, ставший автором известной типометрической системы. В основу своей системы Дидо заложил пункт (дидот), составляющий 1/72 часть французского дюйма, то есть 0,3759 мм. Однако «ошибке Фурнье» суждено было ещё раз повториться два столетия спустя. Дело в том, что наряду с французской системой в XIX веке получила распространение англо-американская система, где пункт составляет 0,3514 мм (примерно 1/72 часть английского дюйма), что на 7% меньше французского дидота. Появившаяся позднее компьютерная технология стала использовать англо-американскую типометрическую систему. Это означает, например, что книжные издания с кеглем шрифта 10 пунктов при компьютерном наборе будут иметь фактический размер шрифта 3,51 мм вместо 3,76 мм по санитарной норме. Поэтому для соблюдения требований удобочитаемости текста в правила компьютерного набора и верстки должны быть внесены соответствующие поправки на величину кегля, интерлиньяжа и пробелов. Кегли шрифтов следует давать в англо-американской системе (с округлением до половины пункта). В частности, шрифты в диапазоне 3-9 пунктов должны быть увеличены на полпункта. Компьютерные аналоги шрифтов в диапазоне 10-20 пунктов должны быть увеличены на 1 пункт.
    Шрифт или гарнитура? Следует признать, что иногда граница между такими понятиями как «шрифт», «начертание», «гарнитура» сильно размыта. Из фразы: «Вся публикация выполнена шрифтом Гарамон» мы понимаем, что речь идет об использовании гарнитуры, а не единственного начертания и кегля.
    Свою путаницу в разграничение понятий вносит организация шрифтов в компьютерных издательских системах, где одни начертания сразу оформлены в виде отдельных шрифтов, а другие создаются средствами самих программ. Вторым способом чаще всего образуют начертания «полужирный» (bold) и «курсивный» (italic), называя это «присвоением шрифту стиля». Такой подход следует считать неверным: использование (не создание!) соответствующих начертаний допустимо только в случае, если они предусмотрены дизайнером шрифта и включены в файл шрифта или представлены в виде дополнительных файлов.
    Рассмотрим основные понятия, связанные со шрифтом.
    Шрифт – это набор символов (знаков) определенного рисунка.
    Гарнитура – шрифт как совокупность знакового состава во всех доступных вариантах начертания и кеглей. Определяющим свойством гарнитуры могут быть такие признаки как форма засечек, постоянный контраст штрихов и др. Каждая гарнитура имеет собственное наименование, а название входящих в гарнитуру шрифтов указывает на особенности их начертания.
    Начертание – отличительная особенность шрифта в составе гарнитуры. Начертания получают изменяя не определяющие гарнитуру признаки: наклон, плотность, насыщенность, ширину – раздельно или в различных комбинациях. Шрифт одного начертания подразделяется на различные кегли.
    Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основных штрихов к высоте (росту) знаков и может быть сверхсветлой, светлой, жирной, сверхжирной. Увеличение насыщенности ведёт к уменьшению внутрибуквенного пробела и обычно к одновременному увеличению ширины знаков и контрастности.
    Контрастность – отношение толщин соединительных и основных штрихов знаков. По этому признаку шрифты могут варьироваться от неконтрастных до сверхконтрастных. Такое варьирование возможно не только в пределах одной гарнитуры, но также может быть отличительной чертой для шрифтов разных гарнитур и даже стилей.
    Наклон и курсив – широко распространено заблуждение, что наклонное (oblique) и курсивное (italic) начертания – это одно и то же. С другой стороны, считать, что наклонный шрифт – это тот, который образован «механически», простым наклоном символов, и только курсив создаётся шрифтовым дизайнером, тоже не совсем верно. Наклон может быть отличительным признаком целой гарнитуры, а курсив – иметь исчезающе малый угол наклона. Правильней определять как наклонное такое начертание, которое повторяет рисунок прямого. Знаки же в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, но рисунок их совсем другой, более напоминающий рукописный. В принципе, наклонное начертание может быть создано программой как эффект оформления, но курсивное должно изначально содержаться в дизайне шрифта.
    Комплектность – характеристика шрифта, которая определяется полнотой знаков, необходимых для набора текста. Полнокомплектый шрифт содержит строчные и прописные буквы латинского и национального алфавитов, цифры, знаки препинания, капители, спецсимволы и др.
    Кегль (кегель) – высота площадки, на которой размещается знак. Кегль традиционно измеряется в пунктах (point, pt).
    Пункт – основная единица, принятая для измерения шрифта и набора.
    Шпация – еще одна единица измерения некоторых элементов набора; приняты три стандартных величины шпации – круглая, полукруглая и тонкая. Круглая шпация примерно равна кеглю шрифта (или ширине литеры m, по-англ. «em-space»), полукруглая шпация составляет 0,5 этого значения, а тонкая – 0,25. Ясно, что значение шпации относительно и колеблется в зависимости от рисунка гарнитуры и кегля. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, межсловных и межсимвольных пробелов и других горизонтальных перемещениях символов.
    Кернинг – изменение пробела для конкретных пар символов; применяется для создания зрительно более равномерного расположения символов пары в строках набора. Обычно кернинг делается в сторону уменьшения межсимвольного пробела – таким образом, что выступающие части одного знака пары заходят в пространство второго знака. Чем крупнее текст, тем большее значение для его внешнего вида имеет кернинг.
    Трекинг, в отличие от кернинга, задается не для пары, а для нескольких символов одновременно. Цель трекинга – улучшение зрительного восприятия текста. Трекинг для пары символов аналогичен кернингу.
    Кернинг и трекинг измеряются в тысячных долях круглой шпации (ems/1000). При горизонтальных смещениях символов важны не точные значения, а их отношение к величине символов в конкретной гарнитуре, и применение относительной единицы измерения позволяет делать смещения пропорциональными кеглю.
    Интерлиньяж – расстояние между соседними строками в наборе; возможна более точная формулировка как расстояния между базовыми линиями шрифта; измеряется в пунктах. Для кеглей малой и средней величины интерлиньяж обычно устанавливается не меньшим, чем кегль. На практике, выбор интерлиньяжа часто является поиском оптимального пробела между строчными символами в строках и зависит от особенностей гарнитуры, начертания, кегля.
    И в заключении рассмотрим анатомию буквы.

Анатомия буквы

 Цифрами на рисунке обозначены следующие элементы:
1. Кегль.
2. Очко литеры.
3. Кегельная площадка.
4. Полуапрош.
5. Внутрибуквенный просвет.
6. Основной штрих.
7. Высота (рост) строчного знака.
8. Линия шрифта.
9. Овал.
10. Концевой элемент.
11. Верхний выносной элемент.
12. Засечка, сериф.
13. Нижний выносной элемент.
14. Каплевидный элемент.
15. Диакритический знак, акцент.
16. Соединительный штрих.
17. Высота (рост) прописного знака.
18. Интерлиньяж.
19. Наплыв.
20. Полуовал.
21. Межбуквенный просвет.
22. Точка.
Категория: Мои статьи | Добавил: Сергей_Лебедев (10.01.2009)
Просмотров: 3018 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright С.С. Лебедев © 2020Конструктор сайтов - uCoz