Сергей Сергеевич Лебедев
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [21]
В разработке [1]
Наш опрос
Какими операционными системами Вы пользуетесь
Всего ответов: 100
Главная » Статьи » Мои статьи

Метод проектов как средство развития творческой личности
Все новое – это хорошо забытое старое
Метод проектов как средство развития творческой личности
    В современном высокотехнологичном, высокоорганизованном мире обществу необходимы кадры, которые могут выполнять монотонную однотипную работу по имеющемуся алгоритму, однако более ценны специалисты, которые практически в любой стандартной ситуации могут найти неординарное решение и осуществить творческий подход. Но для того, чтобы выпускник ВУЗа мог себя так проявить, в нем необходимо развивать творческую личность.
    Участие в различных студенческих мероприятиях (КВН, выпуск тематических стенгазет и т.п.) дает возможность студенту проявлять себя в окружающем коллективе, таким образом, каким он не может этого сделать в том же коллективе, но во время учебного процесса. Это естественным образом откладывается в подсознании студента и способствует развитию стереотипа, что творческие идеи необходимы только во время досуговых мероприятий.
При проведении лекционных, практических, лабораторных и других видов занятий по классической схеме, у студента нет возможности и необходимости подключать свое творческое мышление. В большинстве случаев ему необходимо воспроизвести (репродуктивный метод) то, что он записал на лекциях, прочитал в учебниках или решить по заранее известному алгоритму. В этом случае у студента вырабатывается навык «работать по шаблону», исключая сторонние мысли.
    Однако и в учебном процессе имеются рычаги для развития творческой личности в каждом студенте. Решение расчетно-графических работ, написание курсовых и дипломных работ, разработка курсовых и дипломных проектов все это заставляет студента мыслить особым образом, искать необходимый материал, т.е. проявлять творческий подход. Кроме того, при изучении практически любой дисциплины можно применить метод проектов. Именно во время реализации проекта студент проявляет скрытые ранее свои качества.
    Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и творчество при выполнении заданий.
    Существует несколько классификаций проектов:
  • по содержанию (монодисциплинные, междисциплинные, наддисциплинные);
  • по планированию (текущие, итоговые);
  • по продолжительности (краткосрочные, продолжительные, долгосрочные);
  • по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).
    Идея метода заключается в том, что преподаватель выдает задание, определяет сроки выполнения и указывает основные источники информации. Студент самостоятельно (индивидуальный проект) или совместно с другими студентами (групповой проект) разрабатывает концепцию для достижения поставленной цели, выделяет основные этапы (задачи), решение которых приведет к конечному результату.
    Однако роль преподавателя не заканчивается на этапе выдачи задания. Он должен принимать активное участие в реализации проекта, проводя консультации со студентами или руководителями групповых проектов (со всей группой). Для правильной работы студента (группы) над проектом преподаватель должен помочь составить циклограмму деятельности и постоянно следить за реализацией проекта.
    Результатом любого проекта должен быть какой-то продукт деятельности (компьютерная программа, диалог исторических или литературных персонажей, пресс-конференции и т.п.), который необходимо представить другим студентам (группам), преподавателям.
    В заключении хотелось бы выделить наиболее типичные ошибки, допускаемые преподавателями, и которых следует избегать при использовании метода проектов в учебном процессе:
  • упрощенное понимание учебного проектирования, как некоего алгоритма, точно соблюдая этапы которого можно автоматически достичь целей;
  • выполнение студентами проектов, формально построенных только на компонентах проектной деятельности, не создает у них мотивации к учению, не способствует развитию умений самообразования и саморазвития;
  • организация выполнения студентами одного проекта в учебном году в качестве итогового контроля по дисциплине.
Категория: Мои статьи | Добавил: Сергей_Лебедев (25.12.2008)
Просмотров: 759 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright С.С. Лебедев © 2020Конструктор сайтов - uCoz